читать дальше Ну что, друзья-товарищи, сходил я вопреки своей традиции последних лет на фильм, идущий в кинотеатре, чтобы, так сказать, ознакомиться...
Шёл я, по совести говоря, ангажированным и на удовольствие не рассчитывал. Я его и не получил.
Объясню почему.
Начало фильма вводит в ступор: наш отряд МЧС работает на Фукусиме. Сразу вопрос: без этой полумистической лабуды никак нельзя было обойтись? Или это условие «коламбии» было? Чтоб обязательно Фукусима! Кстати, относительно коламбии: половина актёров нерусские. Своих, видно, нету уже. На мыльных бандитских операх растеряли профессионализм.
Так вот, фукусима...
наши бравые МЧСовцы идут по завалам, покрытым радиоактивным пеплом, с непокрытыми головами и в расхристанных куртках. Они круты настолько, что им плевать на снующих в полной выкладке (комбез с капюшоном, бахилы, перчатки, респиратор) япошек. Они идут, дышат этой пылью, хватаются за фонящие носилки, как нечто само собой разумеющееся и в общем, весьма напоминают «спасателей» из западных экшенов.
Потом начинают беседовать с заваленными немецкими девочками. О чём??? Разумеется о Сталинграде! О чём же ещё...
Ну, собсно, начинается основное действие.
Конечно, с самого начала здорово вштыривают нефтехранилища, с запасами нефти для всей немецкой армии... на переднем крае наступления! Я до сих пор не могу понять, наш дядя Фёдор от кинематографа он что, книжек про войну не читал?! В школе не учился?! Или консультанта не слушал?! Какой идиот хранит нефть на переднем крае?! Вообще все склады обычно находятся в глубоком тылу... Нефтехранилища в Сталинграде действительно взрывались и по рассказам очевидцев в тот день горела Волга. Но это были советские нефтехранилища, взорванные во время чудовищной бомбардировки города 23 августа, когда погибло более 40 000 человек мирного населения. И находились первоначально эти нефтехранилища в глубоком тылу, пока к городу не прорвались немцы.
Или нашему гению история, тактика и стратегия, да и просто — разум, ни к чему? Тогда зачем снимать фильм с таким названием? Назови «властелин колец 4» и снимай на здоровье. Тем более, что получилось похоже.
Кстати, о «Властелине колец»: он явно произвёл на впечатлительного режиссёра огромное действие. Развалины города напоминают развалины «Минас-моргула», падение сбитого бомбардировщика делалось явно на том же движке, что и падение мумака, убитого Леголасом. Даже переправа местами похожа...
что сказать о героях...
Командир разведотряда (и снайпер тоже), словно вышагнул из горячо любимых сериалов, снимавшихся в лихие 90е. Он весь такой «на взводе пацанчик». Постоянно «чё»кает, орёт на подчинённых, устраивает самосуды, не считает нужным пригибаться, стоя у открытого окна и вообще являет образчик редкого идиотизма. Он проваливает задание, на выполнение которого шёл — не успевает обрезать провода взрывного устройства которые уже держит в руке и нефть взлетает на воздух, всё горит. Нимало не смущаясь этой, мягко говоря, «неудачей», освободив пленного советского офицера-связиста, он тут же хочет его расстрелять. За то что тот не давал координат артиллерии и от этого полегла целая дивизия. Тот факт, что дивизия исчезла в апокалиптическом пламени, взрывающихся по ЕГО вине нефтехранилищ, а не была уничтожена немцами, он тут же забывает.
Вообще, все герои разговаривают с типично московскими интонациями периода разложения общества конца двадцатого-начала двадцать первого века. Посмотреть послевоенные фильмы, чтобы создать себе представление о том, как тогда разговаривали люди, как они себя вели, никому, видимо, в голову не пришло.
Ну, значит, занимает отряд оборону в доме.
Со всех сторон немцы, снабжения нет, подкреплений нет, нихрена нет… Командование представлено голосом в трубке, который говорит «приказываю вам удержать дом». На этом его роль в фильме заканчивается. Вообще, в фильме не видно ни чудовищности трагедии, ни великого напряжения всего народа, полностью отдающего себя для Победы, ни всеобщего неподъёмного труда всей страны для Победы. Да и о самой Победе ничего нет – ни слова. За что воюем, за что умираем? За что воюют фашисты сказано прямо: «за берег Индии» и как следствие, власть над миром. О том за что воюют советские люди не сказано ни слова. Да и само слово «советский» в фильме не звучит. Только – русский. Словно и не было такой страны - Союза Советских Социалистических Республик. Словно это не она победила фашизм. Словно это не советские люди полных четыре года жили, работали и умирали для одного – для Победы в великой войне.
То есть нет главного для чего обычно снимают фильмы – Идеи!
Картина представляет собой несколько притянутых за уши друг к другу эпизодов где странные рядовые ДРГ реализуют больные Федечкины представления о войне.
Вот снайпер, за весь фильм не убивший ни единого немца, только лишь подстреливший девушку, которую немецкий капитан насилует и таскает с собой вместо умершей жены.
Вот разведчик, побывавший в окружении «и прошедший весь ужас фильтрационных лагерей» (аж целых 20 дней, господи-иисусе! И при этом ничего – опять в разведке). Он кромсает немцев с ловкостью бывалого ниндзя, периодически замирая в картинных позах, подобно бесполым существам из мультиков аниме, лихо машущих мечами, которые они, судя по комплекции и поднять не должны. Куда деваться – аниме влияет на наших режиссёров куда сильнее, чем наши же фильмы о войне, наша история и наш патриотизм.
Вот немцы наступают. Удерживающие дом солдаты, имеющие на вооружении четыре (!) пулемёта с боекомплектом (три их них сняли со сбитого бомбардировщика), вместо того, чтобы положить всех наступающих из этих пулемётов, ложатся на пол сами… укрываясь убитыми немцами, чтобы больше походить на мертвецов. Немцы беспрепятственно входят дом (я правда не понимаю: зачем тогда вообще было снимать пулемёты с бомбардировщика?! Объясните пожалуйста!), забрасывают всё гранатами, но укрытым немецкими трупами нашим солдатам конечно же ничего не делается – фашистские тела надёжно защищают их от осколков. О поражающем действии ВЗРЫВНОЙ ВОЛНЫ, Федя, вероятно, никогда не слыхал. И (тадам!) воспрянув из как будто мёртвых, наши диверсанты вскакивают (вместе с центнерными тушами немцев) с пола и режут всех ножичками. Правда, при этом двоих из них убивают. Зато боекомплект пулемётов сохранили…
Чего ещё интересного было? А! Вспомнил! Вот девушка, мать героя-фукусимца (не будем пытаться разгадать, как рождённый в 1943 году пацан, в свои почти 70 лет оказывается ликвидатором, нам всё равно не понять, а у Фединой съёмочной группы явно проблемы с арифметикой), учится стрелять и убивает немца, набирающего воду в колонке. И в этот момент психованный командир отряда, приказавший расстрелять матроса, поддавшегося панике, без попытки его образумить, убедить, провести с ним беседу, этот самый человек, заваливший своего соотечественника без суда и следствия, начинает орать: «Что ты сделал?! Ты убил солдата, пришедшего за водой! Даже звери на водопое не убивают друг друга». С одной стороны это, конечно радует, т.к. намекает, что командир читал сказки Киплинга в детстве, с другой, мягко говоря, ошарашивает. Значит, нельзя фашистят, набирающих воду убивать? Тех, которые устраивали снайперские охоты на мирных жителей? Тех, которые сжигали людей заживо целыми деревнями?! Доводили до смерти миллионы наших пленных в концлагерях, моря их голодом, мучая жаждой, испытывая на них биологическое оружие?! Это с ЭТИМИ «людьми» нужно было быть милосердными? Что феденька хотел сказать этой сценой?! (хорошо хоть не дошло до «это судно движется под знаком красного креста, мы не можем по нему стрелять» (цит. из фильма «нестояние»)). Правда, радует ответ его снайпера, (который так и не убил ни одного немца), о том, что убивал и будет убивать. И это правильно! Потому что только смерти заслуживает враг!
На фоне этих странных событий и разговоров, любовь Федички к банно-прачечной теме смотрится практически безобидно. Чувствую, нанесла ему какую-то травму в нежном возрасте какая-то женщина в ванной. Что в «9роте» что здесь, сексу предшествует мытьё психически неустойчивой дамы (что радует, так как пропагандирует гигиену).
Последний абсурд, который мне запомнился: приводят немецкому командующему нашего разведчика (который ниндзя) с простреленными ногами. При чём, как он с простреленными ногами шёл, остаётся загадкой. Но это мелочи по сравнению с тем, что его, видимо, не обыскивают перед тем, как бросить на пол перед фрицем и он, элегантно заболтав интервента и приблизившись на расстояние вытянутой руки, УБИВАЕТ ЕГО НОЖОМ, СПРЯТАННЫМ В САПОГЕ! Насколько глубокими идиотами должны быть охранники и сам немец, чтобы это допустить! Нож в сапоге!
Федя, с вашей любовью к супергероям вы вполне могли бы поместить в рот разведчику трубочку с отравленным дротиком (кстати, его патологическая молчаливость этим объяснялась бы гораздо каноничнее, чем психотравмой в лагерях), потому что люди, нож в сапоге у пленного это всё равно что отсутствие мозга в голове у пленивших. Армия в которой царит подобный бардак вряд ли сможет воевать так победоносно, как воевала до этого армия рейха. Так что вас, Федя, отправляем читать книгу «Ринг за колючей проволокой» - полезно и познавательно.
Дикий момент с убийством девушки снайпером, приговаривающим «немецкая подстилка!».
Федя, снимать такое – аморально! Возможно, такое отношение к женщинам, подвергшимся насилию со стороны немцев и имело место в отдельных случаях со стороны солдат Советской Армии. И причины этого можно понять: они отдавали жизнь за этих женщин и не все способны понять, что страх может ломать волю человека, что «сила силу ломит», что это война и захватчики берут всё что захотят силой, а несогласных убивают! Возможно, такие случаи были. Вы за историческую справедливость?! Отлично! Но что ж вы, Федя, тогда не показали, как наши солдаты делились с пленными немцами хлебом, как они кидались спасать немецких детей и подрывались на минах, как бросались на гранаты, чтобы ценой своей жизни спасти товарищей от гибели!?
Нельзя! Нельзя снимать такие вещи! Русский не должен убивать русского! Русский должен русского спасать и оберегать! И если вы, Фёдор, этого не понимаете, значит, вам нельзя снимать такое кино. Даже браться не следует. Вы утратили представление о том что такое народное единство. Это не удивительно. Ведь вы типичный представитель «творческой интеллигенции», которая не только интеллигенцией не является, но и о том, что такое творчество подзабыла. Вы давно и окончательно утратили связь со своим народом, потому и рождаются в вашей среде «шедевры», подобные «9роте» и «предстоянию». Убоги вы стали и мелки.
Но и для вас, наверное, не всё потеряно. Ищите свой национальный дух, свои корни. Только не в московских клубах их ищите: там точно не найти. От другого надо заходить. Стихотворение «что такое хорошо?» в детстве читали? С него и начните.