На днях посетили с другом фильм "Здорово и вечно", посвящённый творчеству "Гражданской Обороны".
Честно говоря, долго не хотел идти, уверенный, что это будет очередная порция антисоветчины.
"Большую часть времени представление о Егоре и «Гражданской обороне» у людей складывалось лишь по записям, обложкам дисков, фотографиям и немногочисленным поначалу концертам. Нам хотелось восполнить недостающее, добавить новый образный ряд, чьё-то мнение, может быть, подтвердить, а чьё-то, конечно же, и опровергнуть." - написано в аннотации к фильму.
не знаю чего именно хотелось создателям картины, но получилось у них плохо.
Как такового фильма нет. На экране мелькает череда вырванных из интервью разных людей фрагментов, зачастую не связанных друг с другом,
не объединённых контекстом, невнятных и размытых. Какие-то люди, десятки лет назад игравшие вместе с Егором эту музыку, говорят о...
кстати, о чём же они говорят?
Я так и не смог уловить за час-пятнадцать есть ли у них какая-то общая мысль, какое-то общее впечатление.
"Все повторяли одно и то же: он был ТАКОЙ!!!! он знаете был какой?! у.... он такой был! у него вся одежда была в булавках!!!"
и дальше вариации стенаний о том, какой это был подвиг - выходить в 80е годы в такой одежде на улицу. И восхищение подвижничеством.
Ять! Подвигом было бежать под огнём на немецкие окопы! И совершали его, кстати, нередко, люди помоложе, чем был Егор когда начал творить.
А ходить в лохмотьях по улице, рискуя получить по морде - это подростковый бунт. Не более...
Впрочем, ладно, пусть. Какое время, такие и подвиги.
"Он бросал вызов общественной морали, он хотел создавать абсолютно нестандартное искусство, ломать шаблоны советской культуры".
Это понятно.
Понятно даже почему он это делал.
Потому что ему было 16 лет!
Подросток не задаёт себе вопроса "зачем ломать стереотипы/зачем менять мир".
ОТвет в его голове краток и ясен: "потому что!!!".
Но людям которые снимались в фильме в основном далеко за пятьдесят!!!!
А им до сих пор совершенно нечего сказать по существу.
Ни один из них не объяснил внятно чего они хотели, зачем творили, чем жили, какие у них были идеалы и стремления?!
И всё чаще мне кажется - это происходит от того, что не было никаких идеалов, а мыслей не было и подавно.
Ну, своих, а не сгенерированных диссидентами-шестидерастами.
Все в один голос пищат об "ужасах советской действительности" и тоталитаризме.
Блин, ребята, это смешно!
Летова загребли в психушку (понятное дело - злые КГБшники, хто ж ещё) да и .... отпустили через 2 месяца!
Вот это карательная психиатрия!!!
("Иным теперь кажется, что и в вытрезвитель забирали по решению политбюро" Ю. Поляков).
А почитайте его ранние тексты, да обсудите их с непредвзятым психиатром. Массу интересного услышите, точно говорю
В девяностых, уже очухавшись и качнувшись в ровно противоположную крайность политических взглядов, Игорьфёдорыч заявлял: "мы никогда не хотели разрушать Советский Союз! Мы любили свою Родину. Мы хотели избавить её от некоторых недостатков...".
Ох, брешешь ты, товарищ Егор, в этом месте!
Сам же пел: "Союз происходит от слова "боюсь", Союз происходит от слова "убью!"".
А когда выяснилось, что признаки Союза это не только дисциплина, цензура и отсутствие джинсов, но и
- бесплатная медицина
- бесплатное образование
- система защиты прав
- боеспособная армия
- производства (на которых, кстати, он ни дня не работал, но которые обеспечивали всю страну (а персонально его - возможностью не работать)).
и т.д.
И когда всего вышеперечисленного не стало, вдруг стало ясно, что всё оно не на пустом месте взялось и не с неба свалилось. Выяснилось, что в борьбе за это "естественное и неотъемлемое" каких-то 70 лет назад сотни тысяч людей отдавали жизни, а неблагодарные потомки профукали наследие героических дедов за "варёнки".
Впрочем, я отвлёкся.
Фильм снят отвратительно.
Многие герои просто пьяны, Кузя, кажется, вдрабадан - до невозможности связать пару слов со всеми вытекающими из подобной степени опьянения многозначительными междометиями, кивками и прочими тошнотными ужимками. Вероятно, авторы хотели таким образом донести до нас дух эпохи?
Если так, то они сделали это зря - раньше она казалась романтичной. Вечно пьяное геройство выглядит куда менее убедительно, чем геройство трезвое.
Если же это было сделано с другими непостижимыми целями, то это просто плевок в лицо зрителю, да и главному герою фильма.
Не говоря уже о том, КАК это унизительно для самих пьяных участников интервью.
В фильме то и дело "срывается" сюжет. Начали рассказывать про Янку, вдруг бросили, стали рассказывать про запись альбомов дома.
Потом снова про Янку и - опять! Просто сменили тему, не сказав ничего об отношениях Егора и Янки, о её творчестве, о её смерти, в конце концов...
Да и о самом Егоре я не узнал нового ничего! Интервью давали брат, друзья, знакомые...
Ни слова - что это был за человек.
Кто он?
Что он?
Зачем он?....
Чем вы вообще с ним все эти почти-тридцать-лет-на-сцене-вместе занимались?!
Хор: "он талантливый был!!!".
Бл*дь! А мы без вас-то и не заметили!!!
Похоже, что единственный герой фильма кто понимал "что" и "зачем" (да и то не факт) благополучно ушёл в свою зауральскую Нирвану,
оставив нас гадать о том что это было и был ли во всём этом хоть какой-то мало-мальский смысл.
Впрочем, в конце фильма один из участников группы порадовал, сказав о Егоре: "он был отдельно. не было группы ГрОб. Были все мы и - он", что в общем-то подтверждает мою мысль о том, что большинство участников проекта не задумывалось и не понимало чем, собственно, они занимаются.
Создатели фильма огорошили, закончив его ровно на начале 90х. Два огромных этапа творческого пути группы - собственно 90е и 2000е в фильме никак не освещены. Словно их и не было.
Возможных причин вижу две:
1. планируется продолжение фильма и это сугубо коммерческий ход.
2. был очередной заказ на "антисовок", посему творчество группы, не соответствующее заказу было проигнорировано.
Как первый так и второй вариант не делают чести авторам и заставляют усомниться в наличии у них совести.
Фильму - твёрдая двойка.
PS: Калугин однажды назвал Егора Летова святым. Что ж, вполне возможно в этом и есть доля истины. Ведь кто такой - святой? Это одержимый духом (идеей) человек, транслирнующий эту идею в мир. С Егором было именно так. Но его идея - мука, от невозможности изменить этот чудовищный, беспощадный и одновременно прекрасный Мир. И от невозможности быть понятым...
А самое главное - от невозможности понять, что твой ужас вызван не политическими/идейными причинами,
а тем, что люди умудряются в этом мире вытворять с собой и друг с другом; кошмар повседневной человечности.
Трудно быть ртом, которым с людьми говорит ТА СТОРОНА ("кто бы мне поверил, если б я был жив?...")
Честно говоря, долго не хотел идти, уверенный, что это будет очередная порция антисоветчины.
"Большую часть времени представление о Егоре и «Гражданской обороне» у людей складывалось лишь по записям, обложкам дисков, фотографиям и немногочисленным поначалу концертам. Нам хотелось восполнить недостающее, добавить новый образный ряд, чьё-то мнение, может быть, подтвердить, а чьё-то, конечно же, и опровергнуть." - написано в аннотации к фильму.
не знаю чего именно хотелось создателям картины, но получилось у них плохо.
Как такового фильма нет. На экране мелькает череда вырванных из интервью разных людей фрагментов, зачастую не связанных друг с другом,
не объединённых контекстом, невнятных и размытых. Какие-то люди, десятки лет назад игравшие вместе с Егором эту музыку, говорят о...
кстати, о чём же они говорят?
Я так и не смог уловить за час-пятнадцать есть ли у них какая-то общая мысль, какое-то общее впечатление.
"Все повторяли одно и то же: он был ТАКОЙ!!!! он знаете был какой?! у.... он такой был! у него вся одежда была в булавках!!!"
и дальше вариации стенаний о том, какой это был подвиг - выходить в 80е годы в такой одежде на улицу. И восхищение подвижничеством.
Ять! Подвигом было бежать под огнём на немецкие окопы! И совершали его, кстати, нередко, люди помоложе, чем был Егор когда начал творить.
А ходить в лохмотьях по улице, рискуя получить по морде - это подростковый бунт. Не более...
Впрочем, ладно, пусть. Какое время, такие и подвиги.
"Он бросал вызов общественной морали, он хотел создавать абсолютно нестандартное искусство, ломать шаблоны советской культуры".
Это понятно.
Понятно даже почему он это делал.
Потому что ему было 16 лет!
Подросток не задаёт себе вопроса "зачем ломать стереотипы/зачем менять мир".
ОТвет в его голове краток и ясен: "потому что!!!".
Но людям которые снимались в фильме в основном далеко за пятьдесят!!!!
А им до сих пор совершенно нечего сказать по существу.
Ни один из них не объяснил внятно чего они хотели, зачем творили, чем жили, какие у них были идеалы и стремления?!
И всё чаще мне кажется - это происходит от того, что не было никаких идеалов, а мыслей не было и подавно.
Ну, своих, а не сгенерированных диссидентами-шестидерастами.
Все в один голос пищат об "ужасах советской действительности" и тоталитаризме.
Блин, ребята, это смешно!
Летова загребли в психушку (понятное дело - злые КГБшники, хто ж ещё) да и .... отпустили через 2 месяца!
Вот это карательная психиатрия!!!
("Иным теперь кажется, что и в вытрезвитель забирали по решению политбюро" Ю. Поляков).
А почитайте его ранние тексты, да обсудите их с непредвзятым психиатром. Массу интересного услышите, точно говорю

В девяностых, уже очухавшись и качнувшись в ровно противоположную крайность политических взглядов, Игорьфёдорыч заявлял: "мы никогда не хотели разрушать Советский Союз! Мы любили свою Родину. Мы хотели избавить её от некоторых недостатков...".
Ох, брешешь ты, товарищ Егор, в этом месте!
Сам же пел: "Союз происходит от слова "боюсь", Союз происходит от слова "убью!"".
А когда выяснилось, что признаки Союза это не только дисциплина, цензура и отсутствие джинсов, но и
- бесплатная медицина
- бесплатное образование
- система защиты прав
- боеспособная армия
- производства (на которых, кстати, он ни дня не работал, но которые обеспечивали всю страну (а персонально его - возможностью не работать)).
и т.д.
И когда всего вышеперечисленного не стало, вдруг стало ясно, что всё оно не на пустом месте взялось и не с неба свалилось. Выяснилось, что в борьбе за это "естественное и неотъемлемое" каких-то 70 лет назад сотни тысяч людей отдавали жизни, а неблагодарные потомки профукали наследие героических дедов за "варёнки".
Впрочем, я отвлёкся.
Фильм снят отвратительно.
Многие герои просто пьяны, Кузя, кажется, вдрабадан - до невозможности связать пару слов со всеми вытекающими из подобной степени опьянения многозначительными междометиями, кивками и прочими тошнотными ужимками. Вероятно, авторы хотели таким образом донести до нас дух эпохи?
Если так, то они сделали это зря - раньше она казалась романтичной. Вечно пьяное геройство выглядит куда менее убедительно, чем геройство трезвое.
Если же это было сделано с другими непостижимыми целями, то это просто плевок в лицо зрителю, да и главному герою фильма.
Не говоря уже о том, КАК это унизительно для самих пьяных участников интервью.
В фильме то и дело "срывается" сюжет. Начали рассказывать про Янку, вдруг бросили, стали рассказывать про запись альбомов дома.
Потом снова про Янку и - опять! Просто сменили тему, не сказав ничего об отношениях Егора и Янки, о её творчестве, о её смерти, в конце концов...
Да и о самом Егоре я не узнал нового ничего! Интервью давали брат, друзья, знакомые...
Ни слова - что это был за человек.
Кто он?
Что он?
Зачем он?....
Чем вы вообще с ним все эти почти-тридцать-лет-на-сцене-вместе занимались?!
Хор: "он талантливый был!!!".
Бл*дь! А мы без вас-то и не заметили!!!
Похоже, что единственный герой фильма кто понимал "что" и "зачем" (да и то не факт) благополучно ушёл в свою зауральскую Нирвану,
оставив нас гадать о том что это было и был ли во всём этом хоть какой-то мало-мальский смысл.
Впрочем, в конце фильма один из участников группы порадовал, сказав о Егоре: "он был отдельно. не было группы ГрОб. Были все мы и - он", что в общем-то подтверждает мою мысль о том, что большинство участников проекта не задумывалось и не понимало чем, собственно, они занимаются.
Создатели фильма огорошили, закончив его ровно на начале 90х. Два огромных этапа творческого пути группы - собственно 90е и 2000е в фильме никак не освещены. Словно их и не было.
Возможных причин вижу две:
1. планируется продолжение фильма и это сугубо коммерческий ход.
2. был очередной заказ на "антисовок", посему творчество группы, не соответствующее заказу было проигнорировано.
Как первый так и второй вариант не делают чести авторам и заставляют усомниться в наличии у них совести.
Фильму - твёрдая двойка.
PS: Калугин однажды назвал Егора Летова святым. Что ж, вполне возможно в этом и есть доля истины. Ведь кто такой - святой? Это одержимый духом (идеей) человек, транслирнующий эту идею в мир. С Егором было именно так. Но его идея - мука, от невозможности изменить этот чудовищный, беспощадный и одновременно прекрасный Мир. И от невозможности быть понятым...
А самое главное - от невозможности понять, что твой ужас вызван не политическими/идейными причинами,
а тем, что люди умудряются в этом мире вытворять с собой и друг с другом; кошмар повседневной человечности.
Трудно быть ртом, которым с людьми говорит ТА СТОРОНА ("кто бы мне поверил, если б я был жив?...")